Статьи
"Вы вот говорите, что если приковать на год к мольберту, то все проблемы решатся, я думаю, это не так.
Однажды такой-то преподаватель сильно наругался, когда я ему сказала, что "не рисунком единым".
"Да вы что думаете, я с карандашом родился?.. Я задницей брал (много вкалывал)!.."
Я потом, после того разговора, год рисовала с утра до вечера. И что? Потом, на год радость от рисунка исчезла.."
(Из общения с дизайнером Яной Тхоренко)
Рисунок не должен быть каторгой.
И академический (учебный) рисунок, в том числе.
В то же время, задача превращения обучения рисунку в нечто развлекательное, еще требует своего решения.
Или не решения))
Живопись или скульптура сами по себе доставляют гораздо большую эмоциональную радость.
Не случайно, зачастую на курсах изобразительного искусства, ориентированных на любителей (чаще любительниц) рисунок дается в ознакомительной и простенькой форме и быстро переходит в отрыв акварелью или пастелью. Клиент должен быть доволен...
Только вот проблема - без владения рисунком ни в живописи ни в скульптуре не стоит ожидать сколько-нибудь серьезных успехов. Повторимся в который раз, что под рисунком в первую очередь подразумевается не система нанесения линий простым карандашом на ватман, а определенное внутренней качество.
Это способность легко и свободно изображать любые объекты так, как мы хотим, а не "как получилось".
А то, что мы видим в качестве листов ватмана, закрашенных карандашом - всего лишь отражение нашего восприятия натуры. Натура в данном случае - всего лишь объекты на которых мы тренируем эту свою способность изображать (тренажеры).
Кстати, в моменты когда натура кажется особенно постылой и неинтересной можно представить себе атлета, который вместо того, чтобы тренироваться, печалится, что тренажеры все какие-то одинаковые, штанги одни и те же, и вообще, давно пора придумать какие-нибудь интересненькие упражнения.
С другой стороны, так же, как в спорте можно по разному тренировать тело, рисунок тоже может и должен быть разнообразным, просто за академической рутиной об этом часто забывают и ученики и преподы.
Во первых помимо длительных рисунков в жизни обучающегося рисунку должны присутствовать наброски. Без этого и длительный рисунок не станет живым.
Во вторых, рисунок можно выполнять самыми разными материалами. Толстый карандаш, сангина, цветные карандаши (благородных оттенков), тушь-перо, линер, ручка, фломастер, кисть, мелки разные...
Бумага тоже может быть разных оттенков.
В четвертых, глупо ограничивать поиск натуры станами студии и домом. Пока теплый сезон, можно постоянно ходить на пленер и городские зарисовки. Тот, кто ни разу не пробовал рисовать в зоопарке может и не догадываться, насколько это прикольное занятие. Часто, с энтузиазмом нарисованный пень или леопард, производит гораздо более интересное впечатление, чем вымученная гипсовая голова.
А такие материала как карандаш и ватман просто напросто самые удобные. Только и всего. Просто осознать это удобство по-настоящему можно лишь перепробовав все остальные материалы.
Но главным образом, превращению рисунка в живой, интересный процесс способствует настоящая погруженность. Пока не станешь фанатом, все это будет доставлять мало радости. Да и в художественных ВУЗах не всегда 100% фанатов именно академического рисунка. Иногда бывает и так, что из группы половина академическим рисунком занимается настолько, насколько нужно, чтобы не вылететь.
Или бывает, человек занимается что называется "на зубах" - понимает, что это нужно и заставляет себя. При этом общий уровень может расти, но про то, что рисунок нужно полюбить как-то забывается. Не до пустяков. Сами понимаете, что на одной силе воли далеко не уедешь. Все равно, что жить с нелюбимым человеком.
Тут возникает резонный вопрос - если рисунок не нравится, проще всего развестись?
Совершенно верно, с рисунком который Вас заманал, нужно расставаться сразу.
Но. Если вернуться к определению рисунка выше (внутреннее качество, позволяющее легко и свободно изображать), можно неоднократно находить для себя новый рисунок, проживать его и снова отбрасывать устаревшее.
В свете изложенного напрашивается вывод что количество радости, которую нам доставляет учебный рисунок зависит от нашего внутреннего состояния души.
Но вот беда - каким бы прекрасным ни было настроение рисующего, оно обычно портится двумя факторами.
Первый - начинаю в приподнятом настроении, рисую, рисую, бац - непохоже. Пробую переделывать - снова непохоже. Настроение испорчено, вообще ничего не хочу!
Второй фактор - рисую с радостью, как ребенок, делаю фигню, но не догадываюсь о этом. Тут подходит преподаватель, начинает что-то нудеть, а я ему заявляю "а мне нравится!!!". И тут эта сволочь вместо того, чтобы заткнуться и отойти, начинает популярно объяснять, в чем ошибки и что это не творческая работа, а учебная. Поэтому должно быть похоже и т.д. Смотрю на свою работу глазами преподавателя. Настроение испорчено, вообще ничего не хочу!
При этом в детстве все эти вещи проходятся в чем-то легче, т.к. если ребенок обучается серьезно, его никто особо слушать не станет и сам ребенок тоже забывает быстрее, работает дальше, быстрее приходит к хорошим результатам. Тогда настроение уже сложно испортить.
И в то же время, и при хороших результатах иногда нужно "портить настроение", в каком смысле? В том, что когда результаты стабильно хорошие, чтобы не было застоя, все равно нужно временами их отбрасывать, признавать недостаточными и начинать как бы "заново".
У взрослого начинающего учиться немного по другому: с одной стороны, чем взрослее, тем больше интеллект, тем легче понять объяснения преподавателя и двигаться дальше, с другой - взрослый может больше значения придавать своим неудачам, аргументировано объяснять, почему ему тяжело и т.д. и при этом не меняться.
Наверно, в балете или музыке задача решается проще - там просто пашут как ненормальные, кому не нравится - сразу уходит. Или когда доходит до репетиторства, начинается развлечение клиента?
Вот такой круг вопросов.. Вывод как всегда один и тот же, если грубо, то "улыбаемся и пашем". Но это правда грубо и по этой причине не верно. На самом деле - снова и снова продолжаем пытаться, не расстраиваясь, а находя новые источники радости. Только тогда занятие рисунком становится настоящим. Когда сам начинаешь находить в этом источники радости. Какие бы сложности и трудности ни возникали, они все лишь недолговечные миражи, если продолжаешь попытки с внутренней радостью. Беря на себя ответственность за свой рисунок, свой неповторимый, чудесный, вечно обновляющийся.
И, соответственно, все советы и рекомендации преподавателей тоже нужно превращать в свои собственные открытия и ощущения. Без этого они не заработают по настоящему.
А вот это то как раз взрослый человек может сделать более осознанно. Не виртуознее капризничать, не увереннее тупить, не стабильнее неврубаться, не умно объяснять почему чего то не можешь и не привычнее оправдывать свою лень, а снова и снова осознаннее начинать растить свой будущий сильный рисунок.