english language русский язык

Статьи

В этой статье мы проговорим процесс поиска композиции на примере вот такого натюрморта:

натюрморт в стиле раннего средневековья

Перед тем, как натюрморт был поставлен, его композиция была в общих чертах задумана в предварительных эскизах -

поиск композиции натюрморта в эскизах

То есть был более-менее понятный набор предметов, которые была возможность и желание поставить в этот натюрморт. И, соответственно, прежде чем экспериментировать в студии, где время было ограничено, было возможность немного подумать заранее о том, что хотелось бы поставить. Как видите, при рисовании поисковых эскизов, акцент делается не на вырисовывание подробностей, а на поиск ритмического решения.

поиск композиции для натюрморта

Затем, на месте на основе этих эскизов был поставлен вот такой натюрморт

натюрморт в стиле раннего средневековья

Затем, уже во время занятия, на основе реально получившейся постановки и первоначальных эскизов, были сделаны карандашные эскизы чтобы закомпоновать будущую работу -

эскизы для натюрморта

В итоге, композиция более-менее утряслась вот к этому варианту - 

эскиз натюрморта

Видно, что и при рисовании более конкретных эскизов, в первую очередь ищутся основные линии, направления, выразительные ритмы, и уже затем замечаются подробности.

Рассмотрим это более подробно.

На приведенном ниже рисунке, основные ритмы и направления, работающие в композиции данного натюрморта показаны более явно, обведены коричневым цветом.

выявление ритмов в работе над эскизом

Можно рассмотреть отдельно основные ритмы, расположенные по диагонали, наклонно. Как видим, их здесь много, можно наблюдать своего рода "перекличку" диагоналей.

выявление ритмов в работе над эскизом

Также, мы можем в этом натюрморте наблюдать перекличку кругов, частей кругов, всевозможных округлостей.

выявление ритмов в работе над эскизом

С учетом композиции, найденной в карандашном эскизе, делаем эскиз в цвете, чтобы разобраться с основными цветовыми массами, и, что не менее важно, еще раз разобраться с основными массами в тоне.

Как видим, мы разбираемся именно с основными массами, из деталей замечая только наиболее явные.

эскизы для натюрморта

Затем, с учетом найденного в эскизах, размечаем композицию на большом формате. Композицию переносим не механически, а стараясь взять в большой размер все наиболее ценное и найденного в эскизах.

В то же время, нет механического срисовывания с натуры отдельных предметов, вначале намечаем ритмы.

перенос композиции с эскиза

Затем идет раскрытие в тоне, на основе натуры и найденного в карандашном и цветовом эскизах.

начало работы над натюрмортом

Затем, уже во время живописи натюрморта, не забываем о подчеркивании найденных, в процессе компоновки ритмах и линиях, стараемся, чтобы они продолжали работать, не противореча реализму изображения.

завершение работы над натюрмортом

Олег Торопыгин. 2012г.