english language русский язык

Статьи

Лепка мужской фигуры

 

Озвучим основные моменты лепки фигуры. На первых снимках мы видим каркас для лепки фигуры. на правом снимке видно место соединения каркаса и глаголя (кронштейна, на котором висит каркас) - в середине фигуры. Таким образом, фигура фактически не стоит на своих ногах, а подвешена за таз. Это позволяет менять и уточнять положение ног во время работы.


Высота фигуры около 50 см, высота глаголя - около 25. Глаголь выполнен из отожженной черной проволоки (прутка) D 6 мм, для прочности сложенной вдвое. Желательно, чтобы глаголь надежно держал на себе вес глины или пластилина и во время работы  не вибрировал.

Для фигур от 70-80 см делаются уже сварные глаголи из трубы.

Каркас изготовлен из медной проволоки сечением 3 мм, по схеме две половинки (нога-туловище-рука) + кусок для головы и шеи, переходящий в спину. Дополнительно каркас усилен поперечными проволоками для жесткости линии плеч и таза.

Каркас должен быть достаточно прочным, чтобы под весом глины или пластилина не вихляться, и в тоже время позволять погибать его в процессе работы.

Перед работой необходимо убедиться, что скульптурный станок стоит четко вертикально (поверхность его столика горизонтальна), и каркас не наклоняется влево-вправо при вращении станка.

В начале работы нужно придать каркасу характерное движение будущей фигуры.

Если, как в данном случае речь идет о лепке с натуры, необходимо, прежде чем начать лепить, поворачивая разными сторонами подиум на котором стоит натурщик, и свой каркас, добиться, чтобы характерная поза натурщика передавалась в позе каркаса со всех сторон.

Для этого нужно сравнить каркас и натуру с восьми точек (анфас, два профиля и сзади + четыре угловых, "трех-четвертных" точки).

В данном случае мы рассматриваем лепку стоящей фигуры с опорой на одну ногу, или так называемый "контрапост".


Проговорим характерные особенности контрапоста: опорная нога идет под тело

При этом по классике, проекция яремной ямки по вертикали попадает на точку на стопе опорной ноги.

Также принято говорить о проекции седьмого шейного позвонка на пятку опорной ноги.

 

Таз наклоняется (обвисает) в сторону свободной ноги, а грудная клетка с плечами наоборот, наклоняется в сторону опорной ноги, то есть плечо со стороны опорной ноги ниже, со стороны свободной ноги - выше.

При этом со стороны опорной ноги таз идет вперед, плечо - назад, а со стороны свободной ноги наоборот - таз назад, а плечо вперед.

Эту поза является одной из самых выразительных и гармоничных в искусстве, да и мы с вами многократно принимаем ее  каждый день, не замечай того, но сложность заключается в том, что натурщику придется занимать эту позу долго, а это дискомфортно,  и как показывает практика любой натурщик быстро устает и начинает халтурить. Поэтому во-первых нужно действовать быстро, во-вторых помнить о вышеперечисленных особенностях и стараться схватывать их.

Как только каркас более-менее выставлен, начинаем лепить сразу по всей фигуре, параллельно продолжая уточнять положение каркаса.


Ноги фиксируем в правильном положении чтобы не болтались. Смотрим на общие пропорции и общее движение ВСЕЙ ФИГУРЫ ЦЕЛИКОМ.

Нельзя в этот момент, да и на протяжении всей работы нежелательно, уютно устраиваться в каких-то точках и заниматься там отделкой. Необходимо постоянно сравнивать всю фигуру в целом.


Этому помогают частые повороты подиума с натурщиком и вашей работы.

Мы говорили о сравнении с восьми точек, но если лепка идет в группе, на практике так не всегда удается. Тем не менее весьма желательно, чтобы периодически каждый из участников мог сравнить свою фигуры с 4 главных точек ( анфас, сзади и с двух профилей)

 

И по возможности с угловых.

Постоянно идет уточнение пропорций и движения всей фигуры. Одновременно уточняется общий характер формы крупных частей тела.

И то, что постепенно фигура становится подробнее, только помогает смотреть большие соотношения - пропорции фигуры в целом, движение и характер формы.


Важно часто отходить на расстояние (на сколько позволяет мастерская), сравнивать издалека, как смотрится в целом. По прежнему нежелательно заниматься моделировкой деталей, пока большие соотношения не взяты.

Если вы лепите в группе, в перерывы целесообразно обращать внимание на работы ваших коллег и ценные качества, которые можно было бы позаимствовать.


Постепенно ваша фигура становится более подробной. Почувствовав, что основные соотношения взяты, начинающие скульптора часто именно в этот момент предпринимают попытку еще лучше уточнить каждую форму, что хорошо, но забывают при этом постоянно сравнивать, как все выглядит в целом. Следствием этого обычно являются копания и ошибки.


В этом контексте важно осознать, что как долго бы мы ни работали над скульптурой ли, рисунком ли, живописью ли, момент, когда можно перестать сравнивать в целом основные отношения, основное впечатление, не наступает никогда.


И в тот момент, когда мы добираемся до деталей, мы на самом деле делаем не детали, а "деталями" - деталями создаем целое.