Статьи
Живопись сидящей женской фигуры
По итогам постановки в студии в декабре-феврале 2011-12
Живопись обнаженной фигуры человека является одним из наиболее значительный и ярких явлений в живописи как виде искусства.
В программе обучения живописи этап постановок с обнаженной фигурой подразумевает достаточную подготовленность ученика для выполнения таких заданий.
Для выполнения таких заданий, учащийся должен хотя бы минимально владеть рисунком фигуры, то есть перед тем, как начинать писать обнаженную фигуру, необходимо выполнить хотя бы несколько длительных светотеневых рисунков фигуры человека.
При этом, желателен конечно опыт в живописи натюрморта и портрета в течение минимум 2-3 лет.
В то же время, полезно время от времени выполнять задания, как бы сильно забегая вперед по программе. То есть, хорошо и на относительно ранних стадиях обучения пробовать рисовать и писать вместе с более продвинутыми учениками задания по портрету и фигуре человека, так как это, как правило дает сильный импульс к более энергичному освоению навыков рисунка и живописи. Все это конечно, при условии серьезных, регулярных занятий академическим рисунком и живописью.
Для более широкого и разнообразного знакомства с фигурой человека, желательно приглашать разных моделей - мужских, женских, гармоничного телосложения и с ярко выраженной худобой или полнотой. Все это дает кругозор и умение среди разнообразия видеть общее для разного телосложения, общие законы, по которым устроена фигура человека.
На мужских моделях как правило, лучше видна конструкция тела, планы и повороты формы. Мужская фигура в целом, как бы "пожёстче", она более угловатая. По этим причинам, иногда говорится, что с мужских моделей лучше начинать освоение фигуры.
Как правило, постановки с женской обнаженной моделью позволяют лучше научиться прослеживать и передавать пластику, красоту, грацию человеческого тела. Удачные постановки с женской моделью часто могут обладать ярко выраженной лирикой и поэзией, подчас превращающие учебное задание в самостоятельное художественное произведение.
Конечно, это возможно при наличии у модели достаточных внешних данных, и способности вместе с преподавателем участвовать в создании постановки, выборе пластичной позы, созданием образа и настроения.
К сожалению, низкая оплата труда моделей и большие нагрузки (кто сам пробовал позировать, тот понимает) в художественных учебных заведениях, зачастую приводит к тому, что модели с хорошим телосложением там надолго не задерживаются. а предпочитают позировать по частным мастерским. Этот фактор, а также, закономерные трудности на ранних стадиях овладения рисунком и живописью фигуры, могут повергать начинающих художников в уныние, вплоть до непонимания важности для формирования художника регулярной работы с натуры и нежелания продолжать такую работу после окончания учебного заведения.
Может сложиться так, что молодой художник, закончив училище или институт, забрасывает работу с живой моделью и пытается создавать творческие произведения, главным образом, руководствуясь небольшим наработанным за годы учебы опытом и собственным воображением. Вследствие этого, изображения человека в его произведениях выходят слабыми, не пластичными, иногда с нарушениями конструкции, пропорций и невыразительно переданными движениями. в дальнейшем, если художник продолжает совершенствоваться, он осознает необходимость постоянной, регулярной занятий живописью и рисунком с натуры, в том числе, конечно, с живой модели. При этом, он может даже в каком-то смысле заново открыть для себя процесс работы с натурой, так как может приглашать моделей по своему вкусу, сам ставить постановки, и сам ставить себе задачи, открывая новые горизонты в передаче не только правильности, но и художественной выразительности и красоты человека.
Приобретя (раньше или позже) такой правильный взгляд на работу с живой моделью, и оглядываясь назад, на время обучения в учебном заведении, когда и модели могли быть мягко говоря не идеальные, и первые навыки давались с трудом, порождая ощущение рутины и уныние, художник понимает, что это было время своего рода "закладки фундамента", без которого, и не было бы большей свободы в дальнейшем.
Итак, займемся фундаментом.
Большинство женских моделей предпочитают не позировать стоя, поэтому поэтому с ними ставятся большей частью сидячие или лежачие постановки.
Если постановка носит ярко выраженный учебный, академический характер, желательно позаботиться о позе, в которой будет присутствовать ярко выраженные движение, "музыкальность" (не монотонность) расположения частей тела друг относительно друга. В этом случае, больше вероятность того, что ученики эти качества возьмут в своих работах.
Если художник ставит постановку для себя, на первый план выходят чисто художественные задачи (передача настроения, образ, лирика и т.д.). Поэтому поза ищется соответствующая замыслу в соответствии с индивидуальным вкусом художника.
В данном случае, использовалась довольно простая академическая поза, пластика и движение в которой заданы движением коленей и головы в разные стороны. Кроме того, движение в туловище задано смещением грудной клетки относительно таза с дополнительной опорой под локоть правой руки. Стопы поставлены на разной глубине.
В начале работы над постановкой (по желанию) можно сделать короткий рисунок, чтобы лучше разобраться пропорциями, позой и "музыкой" фигуры.
Рисунок можно начать в линейно-конструктивной манере, задавая основные направления, пропорции и характер формы.
После этого идет нанесение легкой светотени ради объема, с параллельным уточнением пропорций, характера формы, основных направлений и "музыки" фигуры.
Далее рисунок приобретает более тональный характер. Уточняются крупные детали.
Затем следует небольшое углубление светотени. При желании, можно и дальше продолжать рисунок, в зависимости от имеющегося времени и желания.
Работа над живописным этюдом фигуры начинается с композиции с одновременныой передачей основного движения и пропорций.
Затем, раскрываются основные пятна и уще уточняется общий рисунок.
После этого следует еще раскрытие основных масс в тоне и пока условно - в цвете. Уточняется общий рисунок фигуры.
Далее, еще уточняется рисунок фигуры и тональные отношения.
Затем, еще уточняются тональные и цветовые отношения, расположение крупных пятен, крупных деталей.
При условии, что все вышеперечисленное взято, намечаются более мелкие детали, тоже вначале общими массами. Уточняются тональные переходы.
Постепенно появляются еще более мелкие детали. При этом не забываем отходить на расстояние, или, если нет такой возможности, относить свою работу к постановке и сравнивать со своего места. Помним, что детали мы стараемся расставлять не сами по себе, а используя их, чтобы добиться лучшей работы целого.
Олег Торопыгин.