обучение изобразительным искусствам в студии Олега Торопыгина

english language русский язык

Статьи

Лепка мужской фигуры

 

Озвучим основные моменты лепки фигуры. На первых снимках мы видим каркас для лепки фигуры. на правом снимке видно место соединения каркаса и глаголя (кронштейна, на котором висит каркас) - в середине фигуры. Таким образом, фигура фактически не стоит на своих ногах, а подвешена за таз. Это позволяет менять и уточнять положение ног во время работы.


Высота фигуры около 50 см, высота глаголя - около 25. Глаголь выполнен из отожженной черной проволоки (прутка) D 6 мм, для прочности сложенной вдвое. Желательно, чтобы глаголь надежно держал на себе вес глины или пластилина и во время работы  не вибрировал.

Для фигур от 70-80 см делаются уже сварные глаголи из трубы.

Каркас изготовлен из медной проволоки сечением 3 мм, по схеме две половинки (нога-туловище-рука) + кусок для головы и шеи, переходящий в спину. Дополнительно каркас усилен поперечными проволоками для жесткости линии плеч и таза.

Каркас должен быть достаточно прочным, чтобы под весом глины или пластилина не вихляться, и в тоже время позволять погибать его в процессе работы.

Перед работой необходимо убедиться, что скульптурный станок стоит четко вертикально (поверхность его столика горизонтальна), и каркас не наклоняется влево-вправо при вращении станка.

В начале работы нужно придать каркасу характерное движение будущей фигуры.

Если, как в данном случае речь идет о лепке с натуры, необходимо, прежде чем начать лепить, поворачивая разными сторонами подиум на котором стоит натурщик, и свой каркас, добиться, чтобы характерная поза натурщика передавалась в позе каркаса со всех сторон.

Для этого нужно сравнить каркас и натуру с восьми точек (анфас, два профиля и сзади + четыре угловых, "трех-четвертных" точки).

В данном случае мы рассматриваем лепку стоящей фигуры с опорой на одну ногу, или так называемый "контрапост".


Проговорим характерные особенности контрапоста: опорная нога идет под тело

При этом по классике, проекция яремной ямки по вертикали попадает на точку на стопе опорной ноги.

Также принято говорить о проекции седьмого шейного позвонка на пятку опорной ноги.

 

Таз наклоняется (обвисает) в сторону свободной ноги, а грудная клетка с плечами наоборот, наклоняется в сторону опорной ноги, то есть плечо со стороны опорной ноги ниже, со стороны свободной ноги - выше.

При этом со стороны опорной ноги таз идет вперед, плечо - назад, а со стороны свободной ноги наоборот - таз назад, а плечо вперед.

Эту поза является одной из самых выразительных и гармоничных в искусстве, да и мы с вами многократно принимаем ее  каждый день, не замечай того, но сложность заключается в том, что натурщику придется занимать эту позу долго, а это дискомфортно,  и как показывает практика любой натурщик быстро устает и начинает халтурить. Поэтому во-первых нужно действовать быстро, во-вторых помнить о вышеперечисленных особенностях и стараться схватывать их.

Как только каркас более-менее выставлен, начинаем лепить сразу по всей фигуре, параллельно продолжая уточнять положение каркаса.


Ноги фиксируем в правильном положении чтобы не болтались. Смотрим на общие пропорции и общее движение ВСЕЙ ФИГУРЫ ЦЕЛИКОМ.

Нельзя в этот момент, да и на протяжении всей работы нежелательно, уютно устраиваться в каких-то точках и заниматься там отделкой. Необходимо постоянно сравнивать всю фигуру в целом.


Этому помогают частые повороты подиума с натурщиком и вашей работы.

Мы говорили о сравнении с восьми точек, но если лепка идет в группе, на практике так не всегда удается. Тем не менее весьма желательно, чтобы периодически каждый из участников мог сравнить свою фигуры с 4 главных точек ( анфас, сзади и с двух профилей)

 

И по возможности с угловых.

Постоянно идет уточнение пропорций и движения всей фигуры. Одновременно уточняется общий характер формы крупных частей тела.

И то, что постепенно фигура становится подробнее, только помогает смотреть большие соотношения - пропорции фигуры в целом, движение и характер формы.


Важно часто отходить на расстояние (на сколько позволяет мастерская), сравнивать издалека, как смотрится в целом. По прежнему нежелательно заниматься моделировкой деталей, пока большие соотношения не взяты.

Если вы лепите в группе, в перерывы целесообразно обращать внимание на работы ваших коллег и ценные качества, которые можно было бы позаимствовать.


Постепенно ваша фигура становится более подробной. Почувствовав, что основные соотношения взяты, начинающие скульптора часто именно в этот момент предпринимают попытку еще лучше уточнить каждую форму, что хорошо, но забывают при этом постоянно сравнивать, как все выглядит в целом. Следствием этого обычно являются копания и ошибки.


В этом контексте важно осознать, что как долго бы мы ни работали над скульптурой ли, рисунком ли, живописью ли, момент, когда можно перестать сравнивать в целом основные отношения, основное впечатление, не наступает никогда.


И в тот момент, когда мы добираемся до деталей, мы на самом деле делаем не детали, а "деталями" - деталями создаем целое.