our google ad,fine the discount soccer cleats,click here to check.

Учебный рисунок мужской фигуры

обучение изобразительным искусствам в студии Олега Торопыгина

english language русский язык

Статьи

Учебный рисунок мужской фигуры с опорой на одну ногу

Освоение длительного рисунка фигуры живой модели, целесообразно начинать с рисунков стоящих фигур, желательно с опорой на одну ногу, или так называемых "контрапостов".

Попробуем рассмотреть возможные основные стадии такого рисунка.

Первый этап можно условно назвать "композиция на листе".

В любом случае, то что предстоит нарисовать, нужно как-то в листе расположить. Желательно, чтобы расположение было гармоничным. А это подразумевает необходимость сразу охватить своим вниманием всю фигуру и представить, как она будет располагаться в листе. Рисуем легкими линиями, не давим на карандаш.

При этом, с первых же линий желательно верно взять пропорции и расположение основных частей т.к. хорошая композиция с неверными пропорциями, легко может стать дисгармоничной в процессе исправления пропорций.

Огромную важность для развития глазомера и умения быстро и верно схватывать основные соотношения имеет регулярное рисование коротких (от нескольких секунд до 5-10 минут) набросков фигур с натуры.

Главные пропорции, на которые следует обратить внимание начинающему художнику, это:

1. Лобок (лобковая кость) находится посередине фигуры по высоте.

2. Голова составляет 1/7 - 1/8 роста.

Длительные (от 10 до 30 минут) наброски также очень полезны, уже с целью более подробно разобраться со строением фигуры.

С самого начала рисунка, одновременно с пропорциями, следует брать основной строй фигуры.

Если мы имеем дело с конрапостом, следует обратить внимание на положение опорной ноги - не вертикально, а под наклоном, как бы заходя под центр тяжести. По классике считается, что при хорошо поставленной фигуре, вертикальная линия опущенная из яремной ямки попадает на точку на внутренней стороне подъема стопы. Но на практике подавляющее большинство натурщиков быстро устают и начинают потихоньку переносить вес на вторую ногу. Не подозревая об этом, начинающий художник может бесконечно переделывать основное положение фигуры, удивляясь, что никак не может его верно взять... Поэтому схватывать эти вещи надо быстро.

 

Также следует сразу брать положение таза и грудной клетки/плечевого пояса, наклонные друг к другу - собственно это и называется контрапостом (противостоянием). Таз обвисает вниз со стороны незагруженной ноги, а плечо с этой же стороны наоборот идет вверх. При этом имеет место разворот и в горизонтальной плоскости: со стороны опорной ноги плечо вместе с грудной клеткой идет назад, а со стороны ноги незагруженной - вперед. Общее ощущение от фигуры человека в этом положении - ярко выражено  гармоничное и "музыкальное". Именно поэтому, с момента открытия контрапоста в V в. до н.э. он стал неотъемлемой частью античного искусства, а затем искусства Готики, Возрождения и Нового времени.

По сути, это одна из поз, которую наше тело принимает бесчисленное количество раз в течение каждого дня. Но происходит это в динамике и сами мы этого не замечаем. А начинающему художнику следует понаблюдать и за собой и за окружающими людьми.

Строй фигуры связан и характерной формой частей тела. Для того, чтобы научиться брать их верно и выразительно, полезно на ранних стадиях работы рассматривать их и нарочито геометризированно, с ярко выраженными направлениями абриса.

Удобно уже на стадии построения давать легкую светотень, превращающую рисунок из плоского в объемный.

Рисунок ниже справа призван более наглядно показать характер формы частей фигуры.

 

Важно то, что намечая крупные детали, давая легкую светотень, создавая характерные объемы, параллельно мы все время сравниваем, как все выглядит в целом - основные пропорции, расположение крупных частей, куда направлены основные линии.

Таким образом, мы на протяжении всей работы помним, что мы рисуем не детали, а деталями - целое.

 

Обратите внимание, что для удобства восприятия все представленные здесь стадии рисунка за исключением последних, представлены более контрастно, чем они на самом деле рисуются. А для удобства рисунка, по мнению автора, как раз следует вести вначале рисунок в относительно легком тоне. Представление о реальной тональности дает тот же рисунок ниже:

Постепенно уточняем детали и набираем тон.

При этом не занимаемся отделкой какого-то одного куска, а продвигаем весь рисунок.

Постепенно он становится более конкретным.

Желательно вести работу цельно. При соблюдении этого условия, она может быть законченной на любой стадии.

При желании ее можно вести до бесконечности, уточняя тон и детали в каждом конкретном месте.

obuchenie risunku

Олег Торопыгин