english language русский язык

Статьи

Натюрморт из нескольких предметов (Средние века)

Материалы мастер-классов в студии в декабре-феврале 2011-12.

 

Вот перед нами постановка, сделанная из предметов, имеющих отношение к истории европейского Средневековья. разумеется, претензии на полную аутентичность и достоверность не может быть в принципе, это было бы для нас пока слишком сложной задачей. Мы старались просто поставить более-менее образную постановку, т.к. традиционные натюрморты из посуди и пластиковых фруктов несколько надоели.

Шлем куплен у исторических реконструкторов, он насколько я понял, соответствует XIV веку. Кроме того, он побывал в боях, что делает его верхнюю часть более интересной. Щит тоже покупался у реконструкторов, раскрашивали сами, в качестве символики была взята некая аллюзия на Тевтонский орден, разумеется без соблюдения цветов, просто на ощущениях, как лучше для натюрморта. Орел дорисован в процессе, на фото его еще нет. Кувшин с гербом подарил скульптор из соседней мастерской, там что-то европейское. Меч из лавки сувенирного оружия. Светили лампой 500в на штативе.

натюрморт средние века

В начале работы нам необходим эскиз композиции. Желательно, при работе над эскизами натюрморта, заботиться не только о равновесии внутри выбранного формата (размера), но и о решении будущей работы с точки зрения взаимодействия ритмов, направлений, музыки линий. Немного подробнее об этом в статье "Эскизы для натюрморта" - http://artstudying.com/stati-po-kompozitsii/73-eskizynaturmort

 

Итак, в данном случае, мы можем обратить внимание на перекличку диагоналей, овально-яйцеобразных форм и вертикальных/горизонтальных прямых и взять это в свой эскиз.

эскизы к натюрморту

Для удобства восприятия, сходные между собой ритмы выделены одним и тем же цветом. То есть, вертикали/горизонтали выделены голубым, зеленым выделены диагонали, а яйцеобразно-овальные элементы выделены темно-красным.

То есть, грубо говоря, когда мы компонуем, выстраиваем композицию, мы воспринимаем перекликающиеся между собой элементы как-бы в комплексе, а не просто набор отдельных деталей.

эскиз-схема

Кроме того, конечно в качестве основного композиционного хода мы имеем чередование основных элементов композиции как-бы "елочкой", зигзагом: щит - шлем - кувшин - стакан. Можно сказать и по другому: гарда меча - центр щита - шлем - стакан. Эта зигзагообразная линия усилена силуэтом драпировки и кожаным ремешком, торчащим из под щита.

Конечно, для начинающих художников в контексте всего перечисленного, важно осознать принципиально важную для работы над композицией натюрморта и любой постановки вещь: художник не срисовывает пассивно то, что он видит со своего места, со своей точки. Художник пользуется тем, что видит и старается отразить увиденное им более выразительно, чем это сделал бы фотоаппарат. Поэтому, с привычкой пассивно срисовывать то, что уместилось в прямоугольную рамочку, нужно распрощаться.

Лично у меня, настоящее осознание этого наступило только на первом курсе Строгановки (а ведь до этого была еще МСХШ, нынешний МАХЛ, семь лет живописи). Произощло это благодаря Валерию Валерьевичу Калюжному. Дело было так - первый курс, натюрморты писать неохота конечно, ну ладно, думаю, делать нечего, выбрал один, сделал эскиз в тоне, крупно и подробно, со всем разобрался и обвел рамочкой (то есть определил границы, что попадает в лист), стою, любуюсь результатом, собираюсь начинать на листе. Тут приходит ВВ и интересуется, как мол дела, как эскизы? Я гордо показываю свой подробный фотографичный опус, на что он говорит:

- Как, ОДИН эскиз?

- Да, - говорю, - а что? Что тут еще компоновать?

- Так это,- говорит,- Ты вообще не компоновал! ты просто внимательно перерисовал и обвел рамочкой, более-менее типа, нашел равновесие, и все.

- А разве,- спрашиваю, - этого недостаточно, это же просто натюрморт учебный и все..

Вот тут-то и началось. Дословно не помню, но я узнал. что учебный натюрморт тоже может нести в себе интересную композицию, и что композицией собственно надо активно заниматься, когда делаешь эскизы. Что у нас в аудитории 3 натюрморта, и самые интересные решения просто проглядел. Что делается, конечно несколько эскизов и в каждом надо искать не просто равновесие, а решение, какой-то ход, свою историю и т.д.

В довершение всего, ВВ спросил:

- А почему ты не рисуешь например, вот этот натюрморт, вид вон стой точки (сбоку) ?

- Так как-же, - говорю, - я туда встану, там же занято?

- Нет, - говорит, - Ты не понимаешь, Тебе не надо там вставать, чтобы рисовать с той точки! Ты вполне можешь оставить свой  мольберт здесь и сам здесь оставаться, а рисовать вид оттуда..

 

Чувство в таких ситуациях такое, как будто ты сидишь себе в теплой уютной норке, и вроде все как-то само движется, без ярких ситуаций, зато спокойно. И тут прибегает кто-то и говорит: пойдем в поход, за синие горы, там нас ждут чудеса!  И ведь они и правда будут, главное пересилить себя и из норки вылезти...

 

 

 

Пока сама постановка еще не была до конца сформирована, мы делали этюды отдельных элементов натюрморта.

этюд шлема

Внутри данного этюда, для начинающих может быть полезен акцент на стадии, когда берется общая цветовая масса. В этот момент, конечно важно соответствующим образом на натуру и смотреть, обращая внимание на общую массу, а не разглядывая детали.

Общую массу берем крупной кистью, детали не рисуем за счет этого берем общее, берем широко.

этюд шлема

А любая дальнейшая проработка как-бы является дополнением к верно взятой общей массе.

этюд шлема -3

То же самое, в немного другой гамме и стиле.

этюд шлема-4

Основная задача в таких этюдах - приучить себя смотреть широко, не на детальки, а на общий тон и цвет.

этюд шлема-5

На основе сделанных эскизов размечается композиция. Эскизы полезно располагать так, чтобы ими было удобно пользоваться.

начало работы над натюрмортом

В процессе нанесения рисунка, мы стараемся взять с эскизов все для нас ценное. Если в эскизе для нас важно взаимодействие ритмов, значит при переносе с эскиза, мы на это тоже делаем акцент.

Оно и вернее, когда не пердметы переносишь с эскиза на большой формат, а ритмическое решение. Иначе, предметы могут формально перенестись, а решение будет другое.

Смотрим, сравниваем, двигаем туда-сюда, берем вернее композицию.

начало работы

Разметив композицию, вначале прокрываем легко, чтобы еще немного подвигать и уточнить рисунок. Основные пятна тоже заставляем работать по ритмам.

раскладка в цвете

Затем раскрываем более насыщенно. Стараемся верно взять общую тональную и цветовую ситуацию. Работаем широкой кистью, обобщенно. Относительно жидко, так, чтобы прокрыть. 

раскладка в цвете-2

Детали замечаем только самые характерные. То есть, принципиальный момент в любом обобщении, что обобщение должно быть выразительным. Тогда это как раз то обобщение, которое нам нужно.

углубление тонов

Когда общая тональная ситуация взята верно, работать дальше значительно удобнее.

Дальше понемногу уточняем цвет и тон по всей работе.

Работа становится чуть подробнее вся параллельно. То есть мы стараемся постоянно обращать внимание на всю работу.

живопись натюрморта

Когда общий тон и цвет взяты верно, появляется возможность прописывать каждое место более конкретно. 

живопись натюрморта

По мере того, как каждое место прописывается более конкретно, настает черед и мелких деталей. В то же время, именно в это время нужно чаще отходить на расстояние и спрашивать себя, правится ли то, что выходит в итоге.

завершение работы

Олег Торопыгин